Особенности
развития речи у мальчиков и девочек.
(Рекомендации родителям и
педагогам)
Во многих методических пособиях, в
том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие
рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от
пола.
Нейропсихологами и психологами давно
доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития,
Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше,
чем у девочек:
·
девочки
рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
·
мальчики на
2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
·
мальчики на
4-6 месяцев позже начинают говорить;
·
к периоду
поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту
на целый год.
На что же должны обратить внимание
родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной
речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга
должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей,
и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие
речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Особенности
мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
|
Мальчики
|
Девочки
|
Острота слуха до 8 лет
|
Выше
|
Ниже
|
Чувствительность к шуму
|
Менее
чувствительны, поэтому больше шумят сами
|
Более
чувствительны
|
Кожная чувствительность
|
Ниже
|
Выше
|
Созревание левого полушария
(логическое, речевое мышление)
|
Медленное.
С
возрастом начинает лидировать
|
Быстрое
|
Созревание правого полушария
(пространственно-временная ориентация).
|
Быстрое.
Имеется
уже в 6 лет
|
Медленное.
Трудности
даже в 13 лет
|
Формирование нервных путей,
соединяющих оба полушария коры головного мозга
|
Медленное
|
Быстрое.
Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон,
соединяющих полушария)
|
Речевое мышление
|
Меньше
говорят, но мыслят нестандартно, интересно
|
Лучше
развита речь, но мышление более однотипно
|
Поисковая деятельность.
Мы уже говорили о том, что у
детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой
деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на
чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории,
тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами
создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно,
поисковая деятельность лежит в основе творчества
|
Выдвигают
новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи
|
Лучше
выполняют типовые задачи
|
Нахождение словесных ассоциаций
(поисковые задания)
|
Лучше
|
Хуже
|
Период врабатываемости
|
Медленно
набирают нужный уровень работоспособности
|
Быстро
набирают работоспособность
|
Развитие памяти
|
Длится
достаточно долго
|
Завершается рано.
Больше
опираются на механическое запоминание
|
Утомление
|
Страдают
левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)
|
Страдают
правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения,
эмоциональное самочувствие)
|
Качество выполнения заданий,
тщательность, проработка деталей
|
Низкое
|
Высокое
|
Скорость чтения
|
Ниже
|
Выше
|
Правописание
|
Хуже
|
Лучше
|
Поведение ребёнка при ответе на
уроке, при общении
|
Смотрят не
научителя, больше нацелены на информацию
|
Смотрят в
лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики,
моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
|
Добрые слова (которые нравятся
самим детям)
|
Водитель, десантник, банкир,
«Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов
|
Чаще всего
уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных
слов больше
|
Рисунки детей
|
Танки,
самолёты, человек – паук
|
Дом,
цветы, животные, человек!
|
Нарушения речи
|
Бывают чаще и тяжелее.
Часто у
детей с нарушениями речи способность к организации образной информации
представлена в обоих полушариях
|
Бывают
реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие
дополнительных речевых центров в и правом полушарии
|
Адаптация к неадекватному
педагогическому воздействию
|
Адаптируются
хуже, стараются не подчиниться
|
Адаптируются
лучше
|
Этот, далеко неполный перечень
различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым
при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только
индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.