Добро пожаловать!
Вас приветствует учитель-логопед Богомолова Ирина Сергеевна.
Сайт создан в помощь ученикам и их родителям, а также моим коллегам. Я могу с вами поделиться методическими разработками, презентациями, интересными фактами, новостями или просто хорошим настроением! Надеюсь, что каждый найдет для себя что-нибудь полезное.







Игры и упражнения для развития фонематического слуха


К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Выдели слово

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребѐнка, какой звук есть во всех этих словах.


Подумай, не торопись

Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…) - Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а» (кошка, коробка …). - Предложите ребѐнку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.


Вариант 2:
То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки – минутки

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя звуки в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют еѐ. Примеры:
Хвост с узорами, сапоги со шторами (шпорами).
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том (дом).
За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мѐд.
Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.


Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползѐт зелѐный лук С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.


Звуки по кругу

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображѐнными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зелѐных, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зелѐные - для мягких согласных звуков, синие - для твердых согласных звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встаѐт, чѐтко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твѐрдость и кладѐт игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

Начало, середина, конец

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, мышка, машинка, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребѐнок берѐт из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребѐнок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Эхо Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоём или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот


услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.
Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”).

Живая азбука

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают звук в соответствии с предложенными буквами, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Заколдованное слово


Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасённым, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причём взрослый как единственный грамотный всегда остаётся ведущим, а дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены слова.
Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных и согласных. Начинают с простых слов, состоящих из 3-4 звуков, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”кот” — ”к, о, т”.

Путаница


Нужно обратить внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребёнку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?