Характеристика отклонений в речевом развитии
обучающихся общеобразовательной школы
Вид речевого
недоразвития
|
Характеристика
группы
|
Основные
направления работы
|
|
Речевые
особенности
|
Психологические
особенности
|
||
Учащиеся
с фонетическим недоразвитием
речи (фонетически изолированный дефект, ФизД)
|
Дефекты произношения отдельных звуков или их групп
без других сопутствующих проявлений. Под влиянием различных причин (
анатомического отклонения в строении , подвижности артикуляционного аппарата,
неполноценности речевой моторики или подражания неправильной речи)
складывается и закрепляется искаженное артикулирование, отсутствие отдельных
звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному
развитию других ее компонентов.
Типичные примеры нарушений: велярное, увелярное,
одноударное произношение звука «р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении
языка, межзубное произношение свистящих и т.д.
Обычно фонетические нарушения не оказывают влияния
на усвоение детьми школьных знаний.
|
|
1. Развитие общей и мелкой моторики:
-статическая
функция;
-динамическая
функция.
2.
Формирование произвольных движений органов артикуляции ( по подражанию, по
словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими
ощущениями).
3 .Постановка ( коррекция) звуков
(формирование первоначальных умений правильного произнесения звука на
специально подобранном речевом материале, различными способами).
4.
Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного
анализатора ( обучение последовательности, переключению артикуляционных
движений, увеличению амплитуды и объема движений).
5. Автоматизация звуков
-
в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных):
-
в словах ( в ударном, безударном слоге):
-
в предложениях:
- в ситуативной, контекстной формах речи.
6. Дифференциация артикуляционно близких звуков
6.
Сочетание логопедического воздействия с дифференцированным артикуляционным
массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой,
физиотерапией, медикаментозным лечением.
7.
Работа над просодической стороной речи ( мелодикой, интонацией, тембром,
темпом).
8.
Восполнение недостаточности слуховых дифференцировок в устной речи за счет
закрепления в речевом опыте моторных стереотипов.
9. Обогащение лексико - семантических
средств (обучение пользованию словами - понятиями, прилагательными,
наречиями, сложными предлогами, актуализация словаря).
10. Формирование
мотивационной основы речи.
|
Учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим
(без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи (ФФН, ФН)
|
Не только дефектно произношение тех или иных звуков,
но и недостаточно их различение, непонимание акустической и артикуляционной
разницы между оппозиционными звуками.
Нарушения
произносительной стороны речи: замены и смешения звуков, близких по
акустическим или артикуляторным признакам (свистящих -с, з, ц; шипящих - ш, ж, ч, щ; парных звонких и глухих -б - п, д -т, в -ф, з-с, ж ~ш, сонорных - р - л; мягких и
твердых и т.д.) Иногда замены и смешения звуков сочетаются с искаженным
произношением отдельных звуков, что связано с аномалиями в строении
артикуляционного аппарата или несовершенством речевой моторики.
Затруднения
в звуковом анализе слов: не могут выделить звуки из анализируемого слова,
недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук; смешивают его с
акустически парным, испытывают затруднения в сравнении звукового состава
слов, отличающихся одним звуком, допускают ошибки в определении количества и
последовательности звуков в слове, пропускают, переставляют, вставляют лишние
звуки и слоги.
В
письменной речи имеются специфические (дисграфические) ошибки: замены и
смешение букв, обозначающих звуки, сходные по акустическим и (или)
артикуляторным признакам, пропуски, вставки, перестановки букв и слогов, замены
букв по графическому сходству.
Чтение
у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, наряду со специфическими
ошибками (заменами, смешениями, пропусками, вставками, перестановками звуков,
слогов, слов в предложении), характеризуется замедленным темпом,
недостаточным осмыслением прочитанного.
|
1. Неустойчивое
внимание.
2. Недостаточная
наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное
развитие способности к переключению.
4. Недостаточное
развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная
способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное
развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная
сформированность произвольности в общении и деятельности.
СЛЕДСТВИЯ:
1) Недостаточная
сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными
навыками учебной деятельности.
2) Трудности
формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение
путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение
работать в определенном темпе).
|
1. Развитие общей и мелкой моторики:
2.
Формирование произвольных движений органов артикуляции (по подражанию, по
словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими
ощущениями).
3. Постановка (коррекция) звуков
4.
Совершенствование аналитико - синтетичесой деятельности речедвигательного
анализатора (обучение последовательности, переключению, объему
артикуляционных движений).
5. Формирование умения сравнивать, сопоставлять и
различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и
исправленные).
6. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков,
которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат
недостаточно отчетливо, смазанно
7. Автоматизация звуков (в
слогах, словах, предложениях, ситуативной, контекстной формах речи).
8.
Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков
9. Развитие фонематического восприятия по
дифференциации фонем (твердых - мягких, звонких - глухих и т.д.) с опорой на
различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.):
-в чужой речи;
-в собственной;
-в умственном плане.
10. Развитие фонематического анализа и синтеза:
- предварительный (с опорой
на звуковую схему слова);
- слуховой (без опоры с
утрированным произнесением);
- произносительный.
11.Развитие предметного,
зрительного гнозиса.
12. Коррекция письменной
речи (в соответствии с выявленными трудностями)
13. . Развитие и совершенствование психологических
предпосылок к обучению
14. Развитие и
совершенствование коммуникативной готовности к обучению
15. Формирование универсальных учебных действий
|
Учащиеся с несформированностью языковых и речевых
средств языка (общее недоразвитие речи
III
- IV уровня, ОНР)
|
Дефекты речи затрагивают не только
фонетико- фонематические процессы, но и лексико - грамматический строй речи.
Неполноценность речевой моторики, дефекты строения
артикуляционного аппарата приводят к искаженному артикулированию отдельных
звуков или их групп. Наряду с искажениями, наблюдаются замены и смешения
звуков, близких по артикуляторным или акустическим признакам.
Недостаточная сформированность фонематических
процессов ведет к затруднению овладения звуковым анализом слова: не могут
выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на
слух выделенный звук, с трудом сравнивают звуковой состав слов, отличающихся
одним звуком, определяют количество и последовательность звуков и слогов в
слове.
Словарный запас беден, ограничен обиходно - бытовой
тематикой. Преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия,
количество обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия
недостаточно. Имеющиеся у детей в словаре понятия неполноценны - сужены,
неточны, часто ошибочны. Наблюдаются замены слов по звуковому, смысловому и
морфологическому признакам. Словоизменение и словообразование затруднено:
допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок,
окончаний.
Грамматическое оформление речи представлено
преимущественно простым предложением с небольшим распространением. При
построении развернутых предложений, включающих более 5 слов, а также
предложений сложных синтаксических конструкций, учащиеся допускают ошибки в
согласовании, падежном и предложном управлении, в употреблении сложных
предлогов.
Связная речь характеризуется односложностью,
неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе
языковых средств. Логическое построение связного высказывания нарушено:
наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного
логического звена, неумение передать последовательность событий.
Недостаточная сформированность устной речи ведет к
нарушениям письменной речи. Наблюдаются ошибки на уровне буквы и слога
(смешение букв по акустико - артикуляционному сходству звуков: парные звонкие
и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры, аффрикаты;
замены и смешения букв по кинетическому сходству: о - а, б - д, и - у, п - т,
х - ж и др. ); ошибки звукового анализа (пропуски, вставки,
перестанови букв и слогов, упрощение структуры слова, персеверации,
антиципации, контаминации; ошибки на уровне предложения ( неумение выделить
слово, предложение из текста, неправильное употребление падежных окончаний
существительных и прилагательных, пропуски слов, предлогов, нарушения
согласования слов в роде, числе и падеже.
Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития
в основном неверное, побуквенное, угадывающее, с частой заменой одного слова
другим. Имеет место недостаточное понимание и осмысление прочитанного.
|
1. Развитие общей и мелкой моторики:
2.
Формирование произвольных движений органов артикуляции
3. Постановка (коррекция) звуков
4.
Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного
анализатора (обучение последовательности, переключению, объему
артикуляционных движений).
5. Автоматизация звуков
6.
Дифференциация акустически и артикуляционно близких звуков
7.
Работа над просодической стороной речи (мелодикой, интонацией, тембром,
темпом).
8.
Развитие фонематического восприятия по дифференциации фонем (твердых -
мягких, звонких - глухих и др.) с опорой на различные анализаторы
-
вспомогательные средства и действия;
-
в речевом плане;
-
в умственном плане.
9.
Развитие фонематического восприятия:
-
формирование навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова;
-
формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала
правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).
10. Уточнение значений
имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса:
- путем накопления новых
слов, относящихся к различным частям речи,
- за счет развития у детей
умения активно пользоваться различными способами словообразования
11. Уточнение, развитие и
совершенствование грамматическою оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных
синтаксических конструкций.
12. Совершенствование
умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
13. Развитие навыков
построения связного высказывания:
- установлений логической
последовательности, связности;
- отбор языковых средств
для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство,
оценка и т.п.)
14. . Развитие и совершенствование психологических
предпосылок к обучению
15. Развитие и
совершенствование коммуникативной готовности к обучению
16. Формирование универсальных учебных действий
|