Добро пожаловать!
Вас приветствует учитель-логопед Богомолова Ирина Сергеевна.
Сайт создан в помощь ученикам и их родителям, а также моим коллегам. Я могу с вами поделиться методическими разработками, презентациями, интересными фактами, новостями или просто хорошим настроением! Надеюсь, что каждый найдет для себя что-нибудь полезное.





Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Вид речевого недоразвития
Характеристика группы
Основные направления работы
Речевые особенности
Психологические особенности
Учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект, ФизД)
Дефекты произношения отдельных звуков или их групп без других сопутствующих проявлений. Под влиянием различных причин ( анатомического отклонения в строении , подвижности артикуляционного аппарата, неполноценности речевой моторики или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование, отсутствие отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.
Типичные примеры нарушений: велярное, увелярное, одноударное произношение звука «р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих и т.д.
Обычно фонетические нарушения не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.


1. Развитие общей и мелкой моторики:
-статическая функция;
-динамическая функция.
2. Формирование произвольных движений органов артикуляции ( по подражанию, по словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими ощущениями).
3 .Постановка ( коррекция) звуков
(формирование первоначальных умений правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале, различными способами).
4. Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного анализатора ( обучение последовательности, переключению артикуляционных движений, увеличению амплитуды и объема движений).
5. Автоматизация звуков
- в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных):
- в словах ( в ударном, безударном слоге):
- в предложениях:
- в ситуативной, контекстной формах речи.
6. Дифференциация артикуляционно близких звуков
6. Сочетание логопедического воздействия с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией, медикаментозным лечением.
7. Работа над просодической стороной речи ( мелодикой, интонацией, тембром, темпом).
8. Восполнение недостаточности слуховых дифференцировок в устной речи за счет закрепления в речевом опыте моторных стереотипов.
9. Обогащение лексико - семантических средств (обучение пользованию словами - понятиями, прилагательными, наречиями, сложными предлогами, актуализация словаря).
10. Формирование мотивационной основы речи.

Учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи (ФФН, ФН)
Не только дефектно произношение тех или иных звуков, но и недостаточно их различение, непонимание акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.
Нарушения произносительной стороны речи: замены и смешения звуков, близких по акустическим или артикуляторным признакам (свистящих -с, з, ц; шипящих - ш, ж, ч, щ; парных звонких и глухих -б - п, д -т, в -ф, з-с, ж ~ш,  сонорных - р - л; мягких и твердых и т.д.) Иногда замены и смешения звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков, что связано с аномалиями в строении артикуляционного аппарата или несовершенством речевой моторики.
Затруднения в звуковом анализе слов: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук; смешивают его с акустически парным, испытывают затруднения в сравнении звукового состава слов, отличающихся одним звуком, допускают ошибки в определении количества и последовательности звуков в слове, пропускают, переставляют, вставляют лишние звуки и слоги.
В письменной речи имеются специфические (дисграфические) ошибки: замены и смешение букв, обозначающих звуки, сходные по акустическим и (или) артикуляторным признакам, пропуски, вставки, перестановки букв и слогов, замены букв по графическому сходству.
Чтение у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, наряду со специфическими ошибками (заменами, смешениями, пропусками, вставками, перестановками звуков, слогов, слов в предложении), характеризуется замедленным темпом, недостаточным осмыслением прочитанного.


1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
СЛЕДСТВИЯ:
1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.
2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

1. Развитие общей и мелкой моторики:
2. Формирование произвольных движений органов артикуляции (по подражанию, по словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими ощущениями).
3. Постановка (коррекция) звуков
4. Совершенствование аналитико - синтетичесой деятельности речедвигательного анализатора (обучение последовательности, переключению, объему артикуляционных движений).
5. Формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).
6. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазанно
7. Автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях, ситуативной, контекстной формах речи).
8. Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков
9. Развитие фонематического восприятия по дифференциации фонем (твердых - мягких, звонких - глухих и т.д.) с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.):
-в чужой речи;
-в собственной;
-в умственном плане.
10. Развитие фонематического анализа и синтеза:
- предварительный (с опорой на звуковую схему слова);
- слуховой (без опоры с утрированным произнесением);
- произносительный.
11.Развитие предметного, зрительного гнозиса.
12. Коррекция письменной речи (в соответствии с выявленными трудностями)
13. . Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
14. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению
15. Формирование универсальных учебных действий
Учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III - IV уровня, ОНР)

Дефекты речи затрагивают не только фонетико- фонематические процессы, но и лексико - грамматический строй речи.
Неполноценность речевой моторики, дефекты строения артикуляционного аппарата приводят к искаженному артикулированию отдельных звуков или их групп. Наряду с искажениями, наблюдаются замены и смешения звуков, близких по артикуляторным или акустическим признакам.
Недостаточная сформированность фонематических процессов ведет к затруднению овладения звуковым анализом слова: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, с трудом сравнивают звуковой состав слов, отличающихся одним звуком, определяют количество и последовательность звуков и слогов в слове.
Словарный запас беден, ограничен обиходно - бытовой тематикой. Преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, количество обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия недостаточно. Имеющиеся у детей в словаре понятия неполноценны - сужены, неточны, часто ошибочны. Наблюдаются замены слов по звуковому, смысловому и морфологическому признакам. Словоизменение и словообразование затруднено: допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний.
Грамматическое оформление речи представлено преимущественно простым предложением с небольшим распространением. При построении развернутых предложений, включающих более 5 слов, а также предложений сложных синтаксических конструкций, учащиеся допускают ошибки в согласовании, падежном и предложном управлении, в употреблении сложных предлогов.
Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. Логическое построение связного высказывания нарушено: наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий.
Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Наблюдаются ошибки на уровне буквы и слога (смешение букв по акустико - артикуляционному сходству звуков: парные звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры, аффрикаты; замены и смешения букв по кинетическому сходству: о - а, б - д, и - у, п - т, х - ж и др. ); ошибки звукового анализа (пропуски, вставки, перестанови букв и слогов, упрощение структуры слова, персеверации, антиципации, контаминации; ошибки на уровне предложения ( неумение выделить слово, предложение из текста, неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных, пропуски слов, предлогов, нарушения согласования слов в роде, числе и падеже.
Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном неверное, побуквенное, угадывающее, с частой заменой одного слова другим. Имеет место недостаточное понимание и осмысление прочитанного.
1. Развитие общей и мелкой моторики:
2. Формирование произвольных движений органов артикуляции
3. Постановка (коррекция) звуков
4. Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного анализатора (обучение последовательности, переключению, объему артикуляционных движений).
5. Автоматизация звуков
6. Дифференциация акустически и артикуляционно близких звуков
7. Работа над просодической стороной речи (мелодикой, интонацией, тембром, темпом).
8. Развитие фонематического восприятия по дифференциации фонем (твердых - мягких, звонких - глухих и др.) с опорой на различные анализаторы
- вспомогательные средства и действия;
- в речевом плане;
- в умственном плане.
9. Развитие фонематического восприятия:
- формирование навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова;
- формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).
10. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса:
- путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,
- за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования
11. Уточнение, развитие и совершенствование грамматическою оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
12. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
13. Развитие навыков построения связного высказывания:
- установлений логической последовательности, связности;
- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.)
14. . Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
15. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению
16. Формирование универсальных учебных действий