Логопедические рекомендации учителям начальных классов
Классификация стойких, специфических
ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного
материала по русскому языку.
Педагогическая
симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме.
|
Объективные
причины стойких нарушений.
|
Общие
рекомендации их профилактики и коррекции.
|
Смешение, замена согласных букв,
близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки - жуки).
Смешение букв по звонкости и
глухости (панка- банка, бабушка - папушка).
|
Недоразвитие фонетико –
фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного
внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в
произношении.
Трудности в различии фонем родного
языка, несформированность фонетического слуха.
|
- осуществлять тонкую
дифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых
– мягких, звуков сходных по артикуляции;
- запоминание формы буквы и
соотношение с её частями и пропорциями;
- игра: «Мягкие буквы»;
- устранить недостатки
звукопроизношения.
|
Пропуск гласных букв, слогов,
недописывание слов и предложений (трава- трава, сидит - сдт).
|
Несформированность фонематического
восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость
внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические
особенности.
|
- определять количество звуков в
словах (мак, рука, карандаш);
- выделять звуки из слова в
разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- определять количество гл. и
согл. Звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в
слове;
- придумать слова на определенный
звук «с».
|
Ошибки на определение места звука
в слове, на выделение звука из слова.
|
Несформированность фонетико –
фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных
отношений.
|
- осуществлять тонкую
дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих,
твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;
- игра «Мягкие буквы»;
- устранить недостатки
звукопроизношения;
- учить правильно употреблять
словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий
дом)
|
Неразличение звуков в слове,
выделение только акустически сильных.
|
Недоразвитие фонетико –
фонематического анализа, недостаточность звукового анализа.
|
- осуществлять тонкую
дифферинцировку сходных звуков (мак, рука);
- выделять звуки из слова в
разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- определять количество гласных
согласных звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в
слове (дом, сумка);
- игра «Цепочки слов»;
|
Добавление гласных букв (трава-
тарава, кувшин - кувашин).
|
Несформированность звуко –
буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность
фонематического восприятия.
|
- определять количество звуков в
словах (мак, рука, карандаш);
- - выделять звуки из слова в
разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- определять количество гласных
согласных звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в
слове (дом, сумка);
- придумать слова на определенный
звук «с».
|
Неразличение при письме сходных по
начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха,
летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов
букв или приписывание лишних.
|
Недостаточность зрительного
анализа. Несформированность анализа пространственных отношений
пространственного восприятия.
|
- зрительные диктанты на
вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);
- отработка понятий левый –
правый;
- «Мягкие буквы»;
- запоминание формы и соотношение
её частей и пропорций;
|
Перестановка букв и слогов внутри
слова (взял – звял, иногда - игонда).
|
Недостаточность зрительного
анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость
произвольного внимания.
|
- «Мягкие буквы»;
- зрительный диктант на вербальном
материале;
- смотри рекомендации выше.
|
Сложности при переводе звука в
букву и наоборот.
|
Несформированность звуко –
буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической
формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность
слухового восприятия.
|
Рекомендации выше.
|
Смешение печатных и письменных
букв.
|
Недостаточность развития процессов
зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов
печатных и письменных букв.
|
Смотри рекомендации выше.
|
Тремор при письме.
|
Трудности в произвольном
управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки
в сформированности зрительно – двигательных координаций.
|
- упражнения для развития мелких
дифференцированных моторных двигательных умений;
- работа с ножницами, складывание
узоров, нанизывание бусинок.
|
Затруднение в употребление
заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание
предложений.
|
Недостаточное развитие вербального
анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа.
|
- выделение слов в предложения и
«склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).
|
Неумение применять правило в
конкретной ситуации на письме (жи - ши).
|
Несформированность слухового
восприятия
|
-отдифференцировать условия, при
которых пишется и или е.
|
Не слышат ударную безударную
гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул - тянули).
|
Конкретность мышления, т.е.
недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного
запаса.
|
Смотри рекомендации выше
|
Затруднение при подборе
родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с
близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник - шипучка).
|
Отставание в развитии лексико –
грамматической стороны речи.
Бедность и не точность
лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками.
Конкретность мышления.
|
- выделение существенных
признаков;
- игра «Четвертый лишний»;
- называть слова близкие по
существу.
|
Трудности в структурном построении
предложения (Мальчик выливает из кувшин молока).
Неумение пользоваться
грамматическими связями слов в предложение согласованием,
управлением.
Неумение изменить слова,
образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо - ухи).
Трудности в преобразовании
прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный –
кожный, сливовый - сливочный).
|
|
- уточнение и расширение
словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);
- активизация различных способов
словообразования;
- уточнение значений различных
синтаксических конструкций;
- совершенствование
грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями,
связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
|
Наращивание слов лишними буквами и
слогами (глубокая - голобокая).
Произвольное деление слов (вскочил
на ветку – вско чилна ветку).
Раздельное написание приставок
(прилетели – при летели, взяла – в зела).
|
Несформированность фонематического
восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и
синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.
|
- выделение отдельных слов из
«склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);
- зрительный диктант;
- смотри рекомендации выше.
|
Зеркальное написание букв,
неузнавание букв в перевернутом виде.
|
Недостаточность зрительного
анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
|
- «Мягкие буквы»;
- «Зрительные диктанты»;
- конструирование букв из её
элементов;
- смотри рекомендации.
|
Высота букв не соответствует
высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки.
|
Слаборазвита тонкая моторика
пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации,
недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
|
- упражнения для развития мелких
дифференцированных моторных двигательных умений;
- работа с ножницами, складывание
узоров, нанизывание бусинок;
- отработать понятия начало,
середина, конец рабочей строки;
- смотри рекомендации выше
|