Добро пожаловать!
Вас приветствует учитель-логопед Богомолова Ирина Сергеевна.
Сайт создан в помощь ученикам и их родителям, а также моим коллегам. Я могу с вами поделиться методическими разработками, презентациями, интересными фактами, новостями или просто хорошим настроением! Надеюсь, что каждый найдет для себя что-нибудь полезное.







Формирование интереса к чтению

 

Как помочь малышам избежать сложностей адаптации к обучению в школе? Как облегчить этот процесс? Одним из путей решения этой проблемы является снижение нагрузки первоклассников. И в первую очередь за счет раннего обучения ребенка чтению и подготовки его руки к письму.
А можно ли научить читать детей 5-6 лет? Исследования психологов отвечают на этот вопрос утвердительно. Дети уже с пяти, а тем более с шести лет вполне способны овладеть деятельностью чтения.
Научившись читать в 5-6 лет, малыш имеет возможность, не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этом хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.
Каким же образом следует это делать? Есть два способа: 1) как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи, и 2) рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.
Перед тем, как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже сформированы, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?» и др.
Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательный мотив – желание научиться читать для того, чтобы много узнать нового и интересного об окружающем мире (про животных, птиц, динозавров, космонавтов и т. п.)
2. Перспективный мотив - стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.
3. Мотив личностного роста – желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали: «какой молодец наш Дима, уже умеет читать. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили».
4. Деятельностный мотив – желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т. п.
5. Мотив общения со сверстниками – стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.


Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из этих мотивов, можно смело начинать обучение чтению.

Этапы обучения чтению.


/консультация для заботливых родителей/

Обучение детей 5-6 лет наиболее эффективно осуществляется в игре, с использованием необычных, веселых упражнений. Включаясь в забавные игры со словесным материалом, малыш не замечает, как у него формируется целый ряд важнейших операций, которые лежат в основе чтения. Овладев ими, ребенок незаметно для себя легко и быстро научается читать.
Вместе с тем взрослый, который собирается учить малыша чтению должен себе четко представлять, что делать это нужно в определенной последовательности:

На первом этапе ребенка следует обучать звуковому анализу слов, которые он произносит. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а так же различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.
Второй этап обучения - это знакомство с буквами.
Третий этап – выделение слогов в словах и чтение слогов.
Четвертый этап – направлен на обучение детей чтению слов разной длины, а так же на закрепление этого навыка.


Начинать лучше со слов, состоящих из 2-3 букв, а затем постепенно переходить к словам из 6-8 букв, затем чтение текстов. С этого момента фактически начинается период совершенствования навыков чтения, который длится обычно годы.
Тексты, которые надо предлагать ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обычных книгах для взрослых и желательно несколько больше, чем в учебниках для детей первого класса).
Начинать самостоятельное чтение следует с коротких, но обязательно занимательных, веселых рассказов и сказок. От того, насколько они будут вызывать у ребенка положительные эмоции, во многом зависит эффективность формирования у него интереса к чтению вообще. Не забывайте, что дети 5-6 лет очень любят смешные истории о детях и животных, а так же загадки и веселые короткие стихи. Дозируйте нагрузку ребенка и не заставляйте его читать больше того объема, который он хочет.
Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал и запоминал то, что он читает. Для этого предлагайте ему сразу после прочтения рассказать, о чем он прочитал.