Упражнения для развития
межполушарного взаимодействия.
Упражнения повышают стрессоустойчивость,
синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по
15-20 минут в день. Упражнения можно выполнять в качестве физкультминутки на
любом уроке или занятии в течении 2-5 минут .
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
·
ускорение
темпа выполнения;
·
выполнение
с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и
зрительного контроля);
·
подключение
движений глаз и языка к движениям рук;
·
подключение
дыхательных упражнений и метода визуализации.
- «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости
стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в
кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой
рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений по
8 – 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении
помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух
или про себя.
- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак,
большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к
мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой
рук. Повторите 6 – 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- «Зеркальное рисование». Положите на
стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру.
Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные
рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как
расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется,
заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за
кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно
отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот».
- «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к
другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем,
который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская
синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении
должны участвовать все пальцы обеих рук.
- «Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее
перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом
(от указательного пальца к мизинцу) и в
обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Горизонтальная восьмёрка». (Стоя, но можно и сидя)
вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжаты в кулак, оставьте
вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак
бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака
пойдёт вверх, начните слежение немигающими глазами, не поворачивая головы.
Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое
моргание), должны провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии
«горизонтальной восьмёрки», как бы заглаживая этот участок. Необходимо
добиваться плавных движений глаз без остановок и фиксаций. Рисовать восьмёрку
сначала левой, потом правой рукой три раза, затем обеими руками вместе.
- «Счёт». Постучите каждым пальцем правой
затем левой руки по столу под счёт «1, 1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5»
начиная с большого пальца, затем с мизинца.
- «Зайчики.
Козы». Показываем указательный и средний
пальцы, остальные зажаты большим пальцем (зайчик). Затем показываем
указательный палец и мизинец,
остальные пальцы придерживаются большим (козы). Стараемся быстро
менять положение пальцев. Выполняем
сначала на одной руке, затем на двух с закрытыми глазами.
- «Лягушка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела), произвольности и
самоконтроля. Положить руки на
стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
- «Снеговик». Выполняют стоя. «Представьте,
что вы только что слепленный снеговик. Тело напряжено как замерзший снег.
Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и
повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце
упражнения мягко упадите на пол и лежите как лужица воды».
- «Слон». Упражнение можно выполнять стоя и сидя.
Выпрямите спину, руки свободны и расслаблены. Коснитесь левым ухом вашего
левого плеча. Попытайтесь поднести ухо максимально близко к плечу.
Вытяните перед собой руку и указательным пальцем образно нарисуйте в
пространстве цифру восемь, включив в процесс только верхнюю часть
туловища. Начните движения телом налево вверх. Следите за указательным
пальцем. Повторите упражнение три раза (начинайте рисовать восьмерку с
разных сторон).
При помощи этого упражнения вы активизируете всю систему «тело-ум». - «Свеча».
Выполняют, сидя за партой.
Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и
постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой
5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими
порциями выдоха.
- «Дышим носом». Исходное
положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом
только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим
пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю
закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
- «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса
различные рисунки. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной
предмет, названный учителем.
16. «Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.
17. «Симметричные
рисунки». Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально
симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
18. «Качание
головой». Дышите глубоко.
Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно
раскачивайте головой из стороны в сторону.
19. «
Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая
медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
- Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание:
вдох в два раза короче выдоха (количество выполнений произвольное от 3 до
10 раз).
Желаю здоровья Вам и Вашим ученикам!!!