Добро пожаловать!
Вас приветствует учитель-логопед Богомолова Ирина Сергеевна.
Сайт создан в помощь ученикам и их родителям, а также моим коллегам. Я могу с вами поделиться методическими разработками, презентациями, интересными фактами, новостями или просто хорошим настроением! Надеюсь, что каждый найдет для себя что-нибудь полезное.





РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

УПРАЖНЕНИЕ № 1
Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеле­ный — и предлагает игру: если ребенок услышит правиль­ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про­износит звукосочетания:

БАМАН             ВАВАН          АЛЬБОМ      АЛЬПОМ
ПАМАН             ДАВАЙ          АЙБОМ        АЛЬМОМ
БАНАН              БАВАН           АНЬБОМ      АЛЫНОМ
БАНАМ             ВАНАН          АВЬБОМ      АБЛЁМ
ВИТАМИН        ВИТАНИИ     КЛЕТКА       КЪЕКТА
МИТАНИН        МИТАВИН    КЪЕТКА       КВЕКТА
ФИТАМ ИИ      ФИТАВИН     КЛЕТТА       ТЛЕКТА
ВИТАЛИМ        ВИТАНИМ    ТЛЕТКА       КВЕТКА
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кру­жок.

УПРАЖНЕНИЕ № 2
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак—бак—так                     моток—каток—поток
ток—тук—так                  батон—бутон—бетон
бык—бак—бок                будка—дудка—утка
дам—дом—дым              нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном             клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка
Примечание. При воспроизведении слов необязательно зна­ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд­нопроизносимых звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 3
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных:

 

канава—канава—какао—канава
ком—ком—кот—ком
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок
будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт
минута—монета—минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет
билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка

 


УПРАЖНЕНИЕ № 4
Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак—бак—так—банан, сом—ком—индюк—дом, лимон—вагон—кот—-бутон, мак—бак—веник—рак, совок—гном—венок—каток, пятка—ватка—лимон—кадка, ветка—диван—клетка—сетка, каток—дом—моток—поток.
И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 5
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
та—та—та                   па—па—па             ка—ка—ка
та—та—та                   па—па—па             ка—ка—ка
та—та—та                   па—па—па             ка—ка—ка

фа—фа—фа               на—на—на
ва—ва—ва                  ба—ба—ба
ма—ма—ма               га—га—га

УПРАЖНЕНИЕ № 6
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним соглас­ным и разными гласными звуками.
та—то—ту                  ну—ны—на                бо—ба—бы
ты—та—то               но—на—ну                бу—бо—ба
му—мы—ма              да—ды—до                па—пу—по
мо—ма—мы              ду—ды—да                ку—ко—ка
ва—ву—во                                                               И т.п.


УПРАЖНЕНИЕ № 7
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
та—ка—па                                               па—ка—та
ка-на—па                                        га—ба—да
фа—ха—ка                                       ка—фа—ха
ба—да—га                                        ва—ма—на
ма—на—ва                                                   И т.п. То же с гласными О, У, Ы.


УПРАЖНЕНИЕ № 8
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву­ками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:
па—ба                                                      та—да
по—бо                                                      ка—га
пу—бу                                                      фа—ва
пы—бы                                                    са—за

ша—жа
(То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:
па—ба—па                  та—да—та                  ва—фа—ва
по—бо—по               да—та—да                 фа—ва—фа
пу—бу—пу                ка—га—ка                  са—за—са
пы—бы—пы              га—ка—га


УПРАЖНЕНИЕ № 9
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву­ками, различающимися по мягкости/твердости,
па—пя                по—пё             пу—пю             пы—пи
ма—мя            мо—мё            му—мю            мы—ми
ва—вя             во—вё              ву—вю              вы—ви

та—тя                то—те            ту—тю           ты—ти
ба—бя                бо—бё           бу—бю          бы—би
да—дя                до—дё           ду—дю          ды—ди
фа—фя               фо—фё          фу—фю         фы—фи

УПРАЖНЕНИЕ № 10
Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди дру­гих звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произно­сит звуковой ряд, например:
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.
Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый глас­ный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ № 11
Выделение одного из согласных звуков в звуковом по­токе. Взрослый называет и, многократно повторяя, доби­вается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.
Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и дви­гательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных зву­ков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.
М — корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)
Н — телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)       
В — вьюга воет, деревья качает (машем руками над голо­вой)
Ф — из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)
К — игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)
Т — работает пишущая машинка (изображаем указатель­ными пальцами)
П — лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)
X — греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)
С — качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)
3 — комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)
Ц — тише, тише, тишина (палец к губам)
Звуковой ряд:   А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-
В-О-Э и т.д.
Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с бук­вами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки.
УПРАЖНЕНИЕ № 12
Назвать первый звук в словах.
Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уго­лок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, ут­ренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, уро­жай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.
Объяснить выделенные слова. УПРАЖНЕНИЕ № 33
Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, бу­кеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, кака­ду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 13
Назвать первый и последний звуки в словах.
Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, ок­рики, опера, окна, осы, ослики.
Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.
Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинают­ся со звука У.

УПРАЖНЕНИЕ № 14
Назвать звуки в сочетаниях.
АУ                                                            УАИ
УА                                                            АИУ
АИ                                                            АУИ
ИА                                                            ИУА
ИУ                                                            УИА
УИ                                                            ИДУ

Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

УПРАЖНЕНИЕ № 15
Определить первый звук в словах.
Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.
Объяснить выделенные слова.
Определить, в каком из двух слов есть звук В.
Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.
Выделить голосом, «нажать» на звук В.
Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, пра­вый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.
Объяснить выделенные слова.

УПРАЖНЕНИЕ № 16
«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.
Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, фла­кон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, фор­точка, флаг, фыркать.
Определить, есть в слове звук Ф или нет.
Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.
Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

УПРАЖНЕНИЕ № 27
Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.
АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

УПРАЖНЕНИЕ № 18
Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).
Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

УПРАЖНЕНИЕ № 19
Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.
Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки, липы — липки, лапы — лапки, норы — норки.

УПРАЖНЕНИЕ № 20
Назвать все звуки по порядку.
Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.


Игры, помогающие определить место звука в слове
Игра «Звукоедик»:
Игровой материал: кукла.
Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
Игра «Подарки друзьям»:
Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:
Айболиту – абрикос, альбом, астру;
 Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игра «Цепочка слов»:
Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:
Игра «Найди свой домик»:
Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).
Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.
Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».
Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игра «Отгадай загадку»:
Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.
Например:
Хитрая плутовка,
 Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:
зеленый | красный | синий | красный
Игра «Назови слово по модели»:
Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:
синий | красный | синий
Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.
Модели берем разные. Играем до победителя.