РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
УПРАЖНЕНИЕ № 1
Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ
ПАМАН ДАВАЙ АЙБОМ АЛЬМОМ
БАНАН БАВАН АНЬБОМ АЛЫНОМ
БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ
ВИТАМИН ВИТАНИИ КЛЕТКА КЪЕКТА
МИТАНИН МИТАВИН КЪЕТКА КВЕКТА
ФИТАМ ИИ ФИТАВИН КЛЕТТА ТЛЕКТА
ВИТАЛИМ ВИТАНИМ ТЛЕТКА КВЕТКА
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
УПРАЖНЕНИЕ № 2
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак—бак—так моток—каток—поток
ток—тук—так батон—бутон—бетон
бык—бак—бок будка—дудка—утка
дам—дом—дым нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка
тыква—буква—будка
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
УПРАЖНЕНИЕ № 3
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава
ком—ком—кот—ком
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок
будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт
минута—монета—минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет
билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка
УПРАЖНЕНИЕ № 4
Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак—бак—так—банан, сом—ком—индюк—дом, лимон—вагон—кот—-бутон, мак—бак—веник—рак, совок—гном—венок—каток, пятка—ватка—лимон—кадка, ветка—диван—клетка—сетка, каток—дом—моток—поток.
И т.п.
УПРАЖНЕНИЕ № 5
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
та—та—та па—па—па ка—ка—ка
та—та—та па—па—па ка—ка—ка
та—та—та па—па—па ка—ка—ка
фа—фа—фа на—на—на
ва—ва—ва ба—ба—ба
ма—ма—ма га—га—га
УПРАЖНЕНИЕ № 6
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.
та—то—ту ну—ны—на бо—ба—бы
ты—та—то но—на—ну бу—бо—ба
му—мы—ма да—ды—до па—пу—по
мо—ма—мы ду—ды—да ку—ко—ка
ва—ву—во И т.п.
УПРАЖНЕНИЕ № 7
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
та—ка—па па—ка—та
ка-на—па га—ба—да
фа—ха—ка ка—фа—ха
ба—да—га ва—ма—на
ма—на—ва И т.п. То же с гласными О, У, Ы.
УПРАЖНЕНИЕ № 8
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:
па—ба та—да
по—бо ка—га
пу—бу фа—ва
пы—бы са—за
ша—жа
(То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:
па—ба—па та—да—та ва—фа—ва
по—бо—по да—та—да фа—ва—фа
пу—бу—пу ка—га—ка са—за—са
пы—бы—пы га—ка—га
УПРАЖНЕНИЕ № 9
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости,
па—пя по—пё пу—пю пы—пи
ма—мя мо—мё му—мю мы—ми
ва—вя во—вё ву—вю вы—ви
та—тя то—те ту—тю ты—ти
ба—бя бо—бё бу—бю бы—би
да—дя до—дё ду—дю ды—ди
фа—фя фо—фё фу—фю фы—фи
УПРАЖНЕНИЕ № 10
Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.
Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ № 11
Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.
Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и двигательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных звуков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.
М — корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)
Н — телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)
В — вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой)
Ф — из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)
К — игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)
Т — работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами)
П — лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)
X — греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)
С — качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)
3 — комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)
Ц — тише, тише, тишина (палец к губам)
Звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-
В-О-Э и т.д.
Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки.
УПРАЖНЕНИЕ № 12
Назвать первый звук в словах.
Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.
Объяснить выделенные слова. УПРАЖНЕНИЕ № 33
Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.
УПРАЖНЕНИЕ № 13
Назвать первый и последний звуки в словах.
Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.
Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.
Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У.
УПРАЖНЕНИЕ № 14
Назвать звуки в сочетаниях.
АУ УАИ
УА АИУ
АИ АУИ
ИА ИУА
ИУ УИА
УИ ИДУ
Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.
УПРАЖНЕНИЕ № 15
Определить первый звук в словах.
Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.
Объяснить выделенные слова.
Определить, в каком из двух слов есть звук В.
Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.
Выделить голосом, «нажать» на звук В.
Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.
Объяснить выделенные слова.
УПРАЖНЕНИЕ № 16
«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.
Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.
Определить, есть в слове звук Ф или нет.
Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.
Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.
УПРАЖНЕНИЕ № 27
Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.
АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.
УПРАЖНЕНИЕ № 18
Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).
Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.
УПРАЖНЕНИЕ № 19
Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.
Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки, липы — липки, лапы — лапки, норы — норки.
УПРАЖНЕНИЕ № 20
Назвать все звуки по порядку.
Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.